Мифы и правда об "автомате"Трансмиссия

Аватара пользователя
Автор темы
chipa
Бывалый
Бывалый
Всего сообщений: 682
Зарегистрирован: 01.05.2011
Авто: Опять хочу ВЭН. И ведь куплю же!
Мой бортовой журнал: http://usavans.ru/?p=26
Откуда: Астрахань
Возраст: 53
 Мифы и правда об "автомате"

Сообщение chipa »

Как-то попросил товарища отбуксировать мою машину на СТО, но он отказался помочь мне, сославшись на то, что у него "автомат", и не дай бог сломается еще чего-нибудь.
Да, ездить на "автомате" мы научились, а вот правильно эксплуатировать – еще не совсем…
Еще каких-то десять лет назад "автомат" у нас считался экзотикой, и при покупке машины большинство отдавало предпочтение "механике". Некоторых отпугивало дорогое (по тем временам) обслуживание АКПП, некоторых – возможный дорогостоящий и зачастую неквалифицированный ремонт, а некоторым сцепление и ручка механической коробки казались более надежными и привычными.

Но все течет, все меняется, и сегодня добрую половину (а, возможно, и большую часть) автопарка нашего города составляют авто с автоматической КПП. В этом нет ничего удивительного, ведь "автомат" в какой-то мере упрощает управление автомобилем, делая его более комфортным. Он избавляет от необходимости выбора нужной передачи в определенный момент и осуществления переключения передач, создает более благоприятные условия эксплуатации двигателя и позволяет сосредоточиться на вождении, что в сложной дорожной ситуации не помешает даже опытному водителю, не говоря уже о новичке.

К сожалению, АКПП имеет и недостатки. Конструкция автоматической трансмиссии такова, что передача крутящего момента от двигателя к валу коробки осуществляется посредством гидротрансформатора, который имеет более низкий КПД, чем дисковое сцепление, вследствие чего увеличивается расход топлива. Другой недостаток – несколько худшие динамические показатели разгона автомобиля с АКПП, чем с "механикой". Ну и, наконец, автомобиль с АКПП нельзя завести иначе как с помощью стартера.

Помимо всего прочего об "автомате" до сих пор существует немало самых разных мифов. Попробуем разобраться, где правда, а где заблуждение.

МИФ
Автоматическую КПП придумали японцы
ПРАВДА
На самом деле "автомат" придумали американцы почти 70 лет назад. Первым серийным автомобилем, оснащенным автоматической трансмиссией,стал Oldsmobile Custom 8 Cruiser концерна General Motors, выпущенный в 1939 году.
Американцам "автомат" пришелся по душе, и к пятидесятым годам он стал вполне привычной опцией.

Простой метод проверки состояния АКПП
Первое, что необходимо проверить в АКПП (например, при покупке автомобиля), – это уровень и качество масла.
Второе – это время включения передачи при перемещении селектора из N в D или R: оно не должно существенно превышать 1-1.5 сек.
О включении передачи можно судить по характерному толчку.

Также важно обратить внимание на качество переключений во время движения.
При переключениях передач не должно быть ударов, вибрации и посторонних шумов. Момент переключения передач не должен сопровождаться повышением оборотов двигателя.
наверх
МИФ
Автомобилю с АКПП нельзя буксировать прицеп
ПРАВДА
Можно, нужно лишь помнить о допустимой массе прицепа (обычно она указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля).
Кроме того, в случае длительного буксирования это лучше делать в режимах 3 или даже 2, использование повышающей передачи очень нежелательно.
наверх

Как оценить качество масла в АКПП?
Разные типы масел для АКПП отличаются как цветом, так и запахом. Масло должно быть прозрачным и не иметь темно-коричневого оттенка или горелого запаха. Капнув масло со щупа на белую бумажную салфетку, можно убедиться, что масло легко впитывается и в нем нет посторонних включений.

Если в неисправной АКПП перед продажей автомобиля несколько раз подряд менялось масло, то все равно при тщательном анализе капли масла в нем можно различить мелкие черные частички, не гармонирующие с прозрачным и ярким маслом.

Не помешает также заглянуть в систему охлаждения двигателя и убедиться, что антифриз не содержит водомасляной эмульсии.
наверх
МИФ
Автомобиль с "автоматом" расходует больше горючего
ПРАВДА
Отчасти это верно (из-за потерь в гидротрансформаторе КПД АКПП меньше, чем у механической КПП), но современные автоматические трансмиссии позволяют добиться более высокой экономичности за счет поддержания оптимальных оборотов двигателя и электронного управления гидротрансформатором.
наверх
Каким должен быть уровень масла в "автомате"?
Слишком низкий уровень трансмиссионного масла опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате образуется воздушно-масляная эмульсия, которая хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и теплопроводность.
Масло теряет важнейшие из своих свойств и становится сжимаемым. Следствием этого будет снижение давления в системе управления, плохой отвод тепла из АКПП, ухудшение смазки трущихся элементов. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из строя.

Масло может вспениваться и вращающимися деталями АКПП, если уровень превышает допустимое значение. В этом случае в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его. Вспенивание происходит не сразу после запуска двигателя, как в случае с заниженным уровнем, а в процессе движения, особенно с высокими оборотами двигателя.
наверх
МИФ
Масло в "автомате" нужно менять чаще, чем в "механике"
ПРАВДА
Это не совсем так. Срок замены масла зависит от типа АКПП. Обычно масло рекомендуется менять через 60 тысяч км пробега или через 25-30 тысяч км, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (постоянная езда в условиях мегаполиса в режиме "старт-стоп", постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.). При замене масла в АКПП необходимо менять также прокладку поддона и фильтр.
Существуют АКПП, в которых замена фильтра во время смены масла не предусматривается, т.к. фильтр недоступен без снятия и разборки АКПП. Также у иных автомобилей (например, некоторые модели BMW) по инструкции замена масла вообще не предусмотрена.
А что же "механика"? В механических КПП срок замены масла также зависит от пробега и типа коробки. Например, на некоторых моделях Toyota масло в КПП меняется через 40 тысяч км пробега. МКПП, не требующие замены масла, тоже существуют, в них масло добавляется по мере необходимости.
наверх
Что такое зимний, экономичный и спортивный режимы?
Экономичный режим – это программа АКПП для движения с минимальным расходом топлива. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.
Спортивный режим – это программа АКПП, настроенная на максимальное использование мощности двигателя. Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичным режимом, значительно большие ускорения.

Для выбора того или иного режима на приборной панели или рядом с рычагом АКПП, как правило, предусмотрена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля могут иметь обозначение POWER, S, SPORT, AUTO, A/T MODE и т.п.

Электронные блоки управления многих автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге – так называемый зимний режим. Для его активизации также обычно имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения WINTER, W, HOLD и т.п. В этом режиме возможны различные алгоритмы работы АКПП, но, как правило, во всех случаях трогание осуществляется либо со второй, либо с третьей передачи.
наверх
МИФ
Нельзя буксировать автомобиль с АКПП
ПРАВДА
Можно, но при этом необходимо установить селектор АКПП в положение N и буксировать машину, строго соблюдая следующие правила:
- автомобили с 3-скоростной АКПП можно буксировать, не превышая скорости 40 км/ч, на расстояние до 25 км;
- автомобили с 4-скоростной АКПП – не превышая скорости 50 км/ч, на расстояние до 50 км.
Есть также рекомендация (только в случае с неработающим двигателем) до начала буксировки залить в АКПП максимально возможный объем жидкости для "автомата" (а затем не забыть слить излишки!).
Однако если неисправна именно АКПП, куда предпочтительнее все же вызвать эвакуатор. К тому же для некоторых автомобилей имеются очень жесткие ограничения. Например, Jeep Grand Cherokee завод-изготовитель рекомендует транспортировать только на эвакуаторе.
МИФ
Режим Р-парковка заменяет ручной тормоз
ПРАВДА
Это не совсем так. Для надежной фиксации автомобиля на стоянке (на ровных участках) механизма блокировки выходного вала АКПП (режим Р), действительно, вполне достаточно. Но если автомобиль стоит на уклоне, то включение ручного тормоза обязательно. Причем сначала необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить селектор "автомата" в положение Р. Такая последовательность необходима для освобождения от дополнительной нагрузки механизма блокировки выходного вала АКПП.

Добавлено спустя 3 минуты 24 секунды:
МИФ
Перед поездкой прогревать "автомат" не нужно

ПРАВДА
Даже в теплое время года первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масло во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. А зимой до начала движения не помешает немного прогреть масло в АКПП. Для этого нужно, удерживая педаль тормоза, поочередно переместить рычаг АКПП во все положения, задерживая его в каждом из них на несколько секунд.


МИФ
Машина с "автоматом" имеет худшую динамику по сравнению с машиной с "механикой"

ПРАВДА
Действительно, автомобиль с АКПП имеет несколько худшие динамические показатели разгона, чем с механической КПП при прочих равных условиях. Но в большинстве случаев разница невелика и для основной массы водителей несущественна (попросту незаметна). Другое дело, когда АКПП изношена и переключения происходят с явной задержкой.


Что такое "овердрайв"?
Оverdrive – это повышающая передача. Нередко обозначается как "OD", либо D, либо D в кружочке. Как правило (у японских авто), включается боковой кнопкой на рычаге АКПП.
Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на автострадах.
МИФ
Ресурс АКПП меньше, чем у механической коробки

ПРАВДА
Это не так. При правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании "автомат" способен исправно прослужить весь срок жизни автомобиля, впрочем, как и механическая КПП.


Что такое tiptronic и т.п.?
Это система управления работой АКПП, в которой на ряду с автоматическим предусмотрен и полуавтоматический режим управления, при котором команду на переключение передачи дает водитель. В зависимости от производителя этот режим имеет разные названия (Autostick, Steptronic, Tiptronic), реализуется он только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП.
Селектор такой КПП имеет специальное положение, в котором включается режим Autostick. Относительно этого положения есть два противоположных, не фиксируемых положения. Они обозначаются +(Up) и – (Dn) соответственно для переключения на высшую или низшую передачу, создавая иллюзию механической трансмиссии. По желанию водителя можно перейти и на обычный автоматический режим управления, переведя рычаг в положение D.
МИФ
На "автомате" нельзя переключать передачи во время движения

ПРАВДА
Можно, но только не во все режимы. Категорически запрещается при движении вперед переводить селектор в положения Р и R (такие переключения можно делать только при полной остановке автомобиля). Кроме того, не рекомендуется во время движения переключаться в положение N. А во все остальные положения – D, 3, 2 и 1(L) – рычаг АКПП переводить можно. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так, например, перевод из положения 3 в положение 2 увеличит эффективность торможения двигателем.


Что такое кикдаун?
Kickdown – это режим АКПП, при котором происходит принудительное переключение на одну или две передачи вниз при резком нажатии педали газа. Этот режим рекомендуется использовать для более быстрого ускорения, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом режиме происходит только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль газа, то коробка передач перейдет в штатный режим работы.
Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передачи ведущие колеса могут начать буксовать, а это может привести к возникновению заноса.
МИФ
Присадки продлевают жизнь АКПП

ПРАВДА
Современные масла уже имеют в своем составе все необходимые присадки. А различные проблемы в работе АКПП возникают из-за повышенного износа фрикционных элементов управления. Это необратимый процесс, и ни замена масла, ни использование присадок не восстановят их. Поэтому в большинстве случаев единственный способ восстановить работоспособность трансмиссии – капитальный ремонт.


Что такое адаптивные автоматические коробки передач?
Как таковых адаптивных коробок нет, есть электронная система управления АКПП. Бортовой компьютер следит за манерой водителя управлять автомобилем, подстраиваясь соответствующим образом под нее. В алгоритм работы такого компьютера заложен учет износа в АКПП фрикционных элементов управления. Все это приводит не только к повышению комфортности поездки на автомобиле, но и к повышению его ресурса и экономичности.
МИФ
При остановках на светофоре обязательно переводить селектор "автомата" в положение N

ПРАВДА
Делать это имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла в коробке. При кратковременных остановках переводить селектор "автомата" в положение N не рекомендуется.


Как определить количество передач в АКПП?
Автоматические КПП бывают, как известно, трех-, четырех- и пятиступенчатые.
В японских автомобилях четырехскоростную АКПП можно опознать по дополнительной кнопке на рычаге, которая имеет маркировку OD OFF либо Hold. Если такой кнопки нет, то, скорее всего, АКПП трехскоростная без повышающей передачи.
В европейских автомобилях рычаг выбора диапазона трехскоростных АКПП маркируется символами P-R-N-D-2-1, четырехскоростных – P-R-N-D-3-2-1, пятискоростных – P-R-N-D-4-3-2-1(L).
В американских автомобилях о наличии четвертой (иногда пятой) повышающей передачи говорит символ D в кружочке.
МИФ
На автомобиле с АКПП нельзя буксовать

ПРАВДА
Ничего криминального во время буксования в АКПП не происходит. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, только если система охлаждения имеет низкую эффективность, например, засорен радиатор охлаждения АКПП. Но одно правило есть: если колеса буксуют – надо перевести селектор "автомата" в положение 1 (или L).



МИФ
Езда на авто с "автоматом" не требует особых навыков

ПРАВДА
Не совсем так. В АКПП переключение скоростей происходит автоматически. Однако водитель может в любой момент вмешаться в работу "автомата", выбрав наиболее оптимальный режим движения автомобиля исходя из дорожных условий.

Поломки и, как следствие, дорогостоящий ремонт АКПП связаны именно с неумением правильно выбирать положение рычага АКПП, соответствующее скоростному режиму, уклону дороги и т.п.
лучше пожалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал!
Реклама
Mila
Наблюдатель
Наблюдатель
Всего сообщений: 12
Зарегистрирован: 24.10.2012
Авто: Таха 410 95, Субур 410 97
Откуда: Москва
Возраст: 43
 Re: Мифы и правда об "автомате"

Сообщение Mila »

Необходимо добавить, что уровень масла в АКПП проверяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на заведенной и прогретой машина. Прогретой - это значит примерно 20 км пути позади.
А еще я б добавил, что АКПП боиться 2-х вещей, кои смертельны - воды в масле и перегрева. Посему не штурмуйте броды "без башки" и поставьте допрадиатор масла АКПП, стоит недорого, а жизнь коробасу продлит существенно
Аватара пользователя
Акулыч
Модератор
Модератор
Всего сообщений: 14318
Зарегистрирован: 09.09.2011
Авто: GMC Savana 4х4 2000г и Chevrolet Express II 2004г.
Мой бортовой журнал: viewtopic.php?f=13&t=643
Откуда: Ясенево (Москва)
Возраст: 60
 Re: Мифы и правда об "автомате"

Сообщение Акулыч »

Mila:что уровень масла в АКПП проверяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на заведенной и прогретой машина
Спорное утверждение.
Учиться никогда не поздно, но иногда, бесполезно.
Аватара пользователя
Gennadi
Постоялец
Постоялец
Всего сообщений: 379
Зарегистрирован: 01.05.2011
Профессия: механик
Авто: Шеви Ван 6.2 дизель 88г., Шеви Ван 5.7 90г. и др.
Откуда: Санкт Петербург
Возраст: 63
 Re: Мифы и правда об "автомате"

Сообщение Gennadi »

На наших машинах именно так, как говорит Mila. Абсолютно согласен, от воды АТФ превращается в подобие солидола.
т. +7 981 121 84 79 Skype gennadi19601
Чем дальше влез, тем ближе вылез
Аватара пользователя
Акулыч
Модератор
Модератор
Всего сообщений: 14318
Зарегистрирован: 09.09.2011
Авто: GMC Savana 4х4 2000г и Chevrolet Express II 2004г.
Мой бортовой журнал: viewtopic.php?f=13&t=643
Откуда: Ясенево (Москва)
Возраст: 60
 Re: Мифы и правда об "автомате"

Сообщение Акулыч »

Gennadi:от воды АТФ превращается в подобие солидола.
Так на всех машинах.
Я про уровень имею в виду.
А радиатор очень полезен для АКПП. Тем более для нашей.
На Хаммере он стоит штатно, а там та же 4L65, которая не сильно-то от нашей отличается.
Учиться никогда не поздно, но иногда, бесполезно.
Аватара пользователя
andrchevy
Постоялец
Постоялец
Всего сообщений: 414
Зарегистрирован: 02.02.2012
Профессия: авторемонт
Авто: много шванов, а также Е-150 84г и интрепид 95г
Откуда: Екатеринбург
Возраст: 62
 Re: Мифы и правда об "автомате"

Сообщение andrchevy »

:) Привет, Геннадий Владимирыч. :hat:
Gennadi: от воды АТФ
Покрытие Фрикционных дисков-КАРТОННОЕ, от воды оно отклеивается. *x)
век живи - век учись. Андрей Алексеич. Екатеринбург. 912 24 33 999 Вац Ап, Вайбер
Аватара пользователя
Сергей1972
Постоялец
Постоялец
Всего сообщений: 345
Зарегистрирован: 12.03.2016
Профессия: Технический тренер Major
Авто: Dodge Ram B 250
Откуда: Москва-Волгоград
Возраст: 51
 Re: Мифы и правда об "автомате"

Сообщение Сергей1972 »

andrchevy: :) Привет, Геннадий Владимирыч. :hat:
Gennadi: от воды АТФ
Покрытие Фрикционных дисков-КАРТОННОЕ, от воды оно отклеивается. *x)
Не картонное , есть два вида покрытий фрикционных дисков . Основа целлюлоза с добавками ...
Даже если вы делаете что-то плохое, делайте это хорошо ...
Аватара пользователя
USAVansCZ
Участник
Участник
Всего сообщений: 67
Зарегистрирован: 21.01.2017
Профессия: Driver
Авто: 1986 GMC C1500 Suburban 6.2D
Откуда: Jihlava, Czech Republic
Возраст: 47
 Re: Мифы и правда об "автомате"

Сообщение USAVansCZ »

Акулыч:
Mila:что уровень масла в АКПП проверяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на заведенной и прогретой машина
Спорное утверждение.
С утверждением "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на заведенной" я бы согласился (по крайней мере у америк). А вот "прогретой" - действительно спорно. У разных моделей по разному. Здесь лучше руководствоваться Owner Manual-ом.
А также важно полжение кочерги при контроле уровня ATF у разных автомобилей. У GM на "Р", а у MoPar-ов на "N". (Обычно, но не обязательно). У Forda не знаю...
Аватара пользователя
rewers22
Постоялец
Постоялец
Всего сообщений: 246
Зарегистрирован: 10.08.2013
Профессия: тролль
Авто: Фодр эконолайн 95
Откуда: москва
Возраст: 50
 Re: Мифы и правда об "автомате"

Сообщение rewers22 »

особенно умиляет совет по прогреву акпп методом переключения на разные передачи.Это по сути пособие по разрушению акпп.
про адаптивность ваще молчу..мозг адаптирует время включения передач - вовсе не для комфорта
Ремонт американских автомобилей
8(903) 753 5719 Сергей 11.00-00.00
Аватара пользователя
USAVansCZ
Участник
Участник
Всего сообщений: 67
Зарегистрирован: 21.01.2017
Профессия: Driver
Авто: 1986 GMC C1500 Suburban 6.2D
Откуда: Jihlava, Czech Republic
Возраст: 47
 Re: Мифы и правда об "автомате"

Сообщение USAVansCZ »

rewers22: особенно умиляет совет по прогреву акпп методом переключения на разные передачи.
Да, от этого передергивания меня тоже... передернуло :)
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Мифы и правда о тормозах.
    chipa » » в форуме Тормозная система
    18 Ответы
    2038 Просмотры
    Последнее сообщение fhneh
  • Мифы и правда о впрыске
    chipa » » в форуме Двигатель
    0 Ответы
    1948 Просмотры
    Последнее сообщение chipa
  • Мифы и правда о дизеле
    chipa » » в форуме Двигатель
    0 Ответы
    1930 Просмотры
    Последнее сообщение chipa

Вернуться в «Трансмиссия»